ПОВТОРЮ текст своей статьи, которую на сайтах Проза.ру и Стихи.ру люди читают очень часто. )) Раз читают - значит, статья у меня получилась недурной.
Пример литературного анализа Светлана Догаева КАК СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ? __________________________
Всем знакомо выражение, которое используют читатели: «Увлекательно пишет такой-то!.. Так и забирает! Захватывает!»
Все три слова – ключевые. Писатель увлекает читателя в созданный им мир, забирает читателя в путешествие, захватывает его внимание. Как этого добиться? Созданием атмосферы, прежде всего.
А как создать атмосферу? Как забрать читателя в этот мягкий, обволакивающий душу плен – и написать так, чтобы читатель начал сопереживать героям повествования, чтобы книжные герои – опосредованным образом, через авторский текст, слог, стиль – стали чуть ли не личными друзьями или врагами читателя?
Атмосферу создаёт отнюдь не сюжет. Сюжетная линия – это просто скелет, костяк, палочка от пирамидки, и на эту палочку писатель нанизывает разноцветные кружочки – главы, части, эпизоды повествования. Чем необычнее и ярче кружочки, чем в более индивидуальной и оригинальной манере они нанизаны автором на стержень – тем внимательнее вникает в текст читатель.
Сам собою напрашивается вывод: писать – для создания атмосферы – надо образно.
Образом может стать абсолютно всё. Это уже зависит от таланта писателя – и от его словарного запаса, от умения выстраивать ассоциативные и образные ряды, рисовать картины, вместо кисти или карандаша используя единственный инструмент писателя – СЛОВО. Писатель – тот же художник, недаром же существует литературоведческий термин - «художественная литература». Не просто «литература», а именно – «художественная»!
Разберём простой пример. Допустим, писателю надо описать всем знакомое явление: ночь.
Как бы взялся за это дело графоман? Очень просто - он бы написал примерно так: «Была ночь». Если бы он вспомнил о прилагательных (а графоманы крайне редко используют выразительные прилагательные, обычно они берут самые простые, всем привычные, невыразительные, просто констатирующие некий факт прилагательные - и «втыкают» их в текст), то фраза выглядела бы так, если убрать скобки: «Была (тёмная) ночь. На небе (ярко) светили звёзды. Дул (сильный и холодный) ветер».
ТАК атмосферу не создать, ни в этом маленьком отрывке, ни вообще в тексте. Это простая констатация фактов, ничего от себя, от своих впечатлений и переживаний графоман в текст не внёс. А переживания героя таким образом и тем более невозможно передать. Ну, ночь. Ну, тёмная. Ну, звёзды светят. Ну, ветер дует, ну, сильно дует. Читатель вряд ли испытает какие-либо эмоции по поводу того, что очередной эпизод в книге разворачивается ночью. Читателю, в общем, будет всё равно, если вместо подобного «описания» ночи такими же простыми словами графоман «изобразит» утро, скажем.
А теперь возьмём классический пример. Все знают этот отрывок, его учат наизусть в школе.
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин».
Если разбирать этот отрывок подробно, по фразе, по каждому слову, мы выясним, какими приёмами пользовался Гоголь во время написания этого изумительного отрывка, с которого начинается цикл его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сопереживание читателя – или же отторжение, такое тоже случается – «включается» моментально. Равнодушно, для «галочки» или от нечего делать, такую фразу читать и воспринимать изначально невозможно.
Начинает Гоголь с непосредственного ЛИЧНОГО обращения к читателю: «Знаете ли вы украинскую ночь?» Это личное обращение к КАЖДОМУ человеку, взявшему в руки «Вечера на хуторе близ Диканьки», сразу включает КАЖДОГО же читателя в эмоциональные пер
Пирожок без номера
_______________________
как куда ни глянешь
хочется опять
плюнуть и заметить
...дь о ...дь о ...дь
потому что значит
есть ты гражданин
в поле значит воин
ты такой один
мира в мире мало
эпосу полно
рифма будет страшная
не скажу ...но
что же снова сердце
прям с утра болить
надо ненавидеть
хочется любить
ладно разберутся
будет результат
кто кому товарищ
кто кому не брат
перебаламутится
мы переживём
если только раньше
вовсе не помрём
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №123101204126
Как хорошо
_____________
Как хорошо
Не выходить на свет...
На тот, что жжёт, пылает -
И пытает.
Как хорошо -
Не получать ответ,
А просто с тем побыть,
Кто -
Понимает...
))
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №123101306214
Оценили 0 человек
Магнитные бури
___________________
ожидают снова
пик магнитных бурь
из нутра повылезут
чернота и дурь
шапочки наденем
пищевой фольги
в доме очень много
даже не моги
думать об ужасном
делать жуть тем боль
отсечём все мысли
дураки мы что ль
обложись магнитами
милый мой дружок
скушай с алюминием
сладкий пирожок
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №123101403504
Маленькие мудростЬки от Рёнго Се
____________________________________
1. Никогда. Никому. Ничего. Не объясняй. Всё равно поймут не так.
2. Никогда ничего лишнего о себе не говори. Сами всё о тебе придумают.
3. Никогда не извиняйся, если тебя не поняли. Не поняли - это их проблемы. Ты выразился ясно и однозначно.
4. Если возникла острая потребность извиниться - извинись. Перед тобой не извинится никто, ну и фиг с ними.
5. И живи дальше, иди по жизни и насвистывай. Даже если мелодия слышна только тебе.
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №123101503736
Как написать реферат по истории
____________________________________
- Как написать реферат по истории? - спросил профессор у студентов на лекции.
- Искать источники! - выкрикнул студент Семечкин с задних рядов аудитории.
- И указывать источник! - уточнил профессор. - Чтобы автор в гробу не крутился. И чтобы вам потом не пришлось извиняться передо мною - за использование чьих-то мыслей как отправных точек для ваших дальнейших рассуждений" - © - Мария Охла, "Уроки НЕ-истории".
)))
Мария Охла - один из моих псевдонимов.
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №123101506165
Уроки медитации, шутка
__________________________________
Как учат всякие-разные гуры?
- Представьте себе, что вы лежите на берегу океана... волны шелестят... вам тепло и уютно...
И тут в медитационном зале раздаётся ворчание обучаемого:
- Ага - и трусы мокрые и холодные!
))
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №223101600053
АфоризЬмик
____________________
Счастье - миг полного удовлетворения в точке схождения всех внешних и внутренних обстоятельств одной отдельно взятой человеческой жизни.
Рёнго Се
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №223101600988
О кошках и людях
_______________________
Люди! Вы замечали, что кошачья мордочка сотворена как раз под размер ладони человека?!
Чтобы человеку было удобно чесать кошечку (котика) за ушами так, чтобы было удобно и кошечке (котику), и человеку?!
В этом есть свой тайный смысл... Некий!
)))
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №223101800918
Стремление
Светлана Догаева
Стремление всё на свете разложить на составляющие компоненты и всё-о объяснить, проанализировать, - вредное стремление.
Почему бы просто не насладиться моментом жизни? Моменты эти не так уж часто нам, людям, выпадают. ))
Имхо.
© Copyright: Светлана Догаева, 2023
Свидетельство о публикации №223101800961
ПОВТОРЮ текст своей статьи, которую на сайтах Проза.ру и Стихи.ру люди читают очень часто. ))
Раз читают - значит, статья у меня получилась недурной.
Пример литературного анализа
Светлана Догаева
КАК СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ?
__________________________
Всем знакомо выражение, которое используют читатели: «Увлекательно пишет такой-то!.. Так и забирает! Захватывает!»
Все три слова – ключевые. Писатель увлекает читателя в созданный им мир, забирает читателя в путешествие, захватывает его внимание. Как этого добиться? Созданием атмосферы, прежде всего.
А как создать атмосферу? Как забрать читателя в этот мягкий, обволакивающий душу плен – и написать так, чтобы читатель начал сопереживать героям повествования, чтобы книжные герои – опосредованным образом, через авторский текст, слог, стиль – стали чуть ли не личными друзьями или врагами читателя?
Атмосферу создаёт отнюдь не сюжет. Сюжетная линия – это просто скелет, костяк, палочка от пирамидки, и на эту палочку писатель нанизывает разноцветные кружочки – главы, части, эпизоды повествования. Чем необычнее и ярче кружочки, чем в более индивидуальной и оригинальной манере они нанизаны автором на стержень – тем внимательнее вникает в текст читатель.
Сам собою напрашивается вывод: писать – для создания атмосферы – надо образно.
Образом может стать абсолютно всё. Это уже зависит от таланта писателя – и от его словарного запаса, от умения выстраивать ассоциативные и образные ряды, рисовать картины, вместо кисти или карандаша используя единственный инструмент писателя – СЛОВО. Писатель – тот же художник, недаром же существует литературоведческий термин - «художественная литература». Не просто «литература», а именно – «художественная»!
Разберём простой пример. Допустим, писателю надо описать всем знакомое явление: ночь.
Как бы взялся за это дело графоман? Очень просто - он бы написал примерно так: «Была ночь». Если бы он вспомнил о прилагательных (а графоманы крайне редко используют выразительные прилагательные, обычно они берут самые простые, всем привычные, невыразительные, просто констатирующие некий факт прилагательные - и «втыкают» их в текст), то фраза выглядела бы так, если убрать скобки: «Была (тёмная) ночь. На небе (ярко) светили звёзды. Дул (сильный и холодный) ветер».
ТАК атмосферу не создать, ни в этом маленьком отрывке, ни вообще в тексте. Это простая констатация фактов, ничего от себя, от своих впечатлений и переживаний графоман в текст не внёс. А переживания героя таким образом и тем более невозможно передать. Ну, ночь. Ну, тёмная. Ну, звёзды светят. Ну, ветер дует, ну, сильно дует. Читатель вряд ли испытает какие-либо эмоции по поводу того, что очередной эпизод в книге разворачивается ночью. Читателю, в общем, будет всё равно, если вместо подобного «описания» ночи такими же простыми словами графоман «изобразит» утро, скажем.
А теперь возьмём классический пример. Все знают этот отрывок, его учат наизусть в школе.
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин».
Если разбирать этот отрывок подробно, по фразе, по каждому слову, мы выясним, какими приёмами пользовался Гоголь во время написания этого изумительного отрывка, с которого начинается цикл его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сопереживание читателя – или же отторжение, такое тоже случается – «включается» моментально. Равнодушно, для «галочки» или от нечего делать, такую фразу читать и воспринимать изначально невозможно.
Начинает Гоголь с непосредственного ЛИЧНОГО обращения к читателю: «Знаете ли вы украинскую ночь?» Это личное обращение к КАЖДОМУ человеку, взявшему в руки «Вечера на хуторе близ Диканьки», сразу включает КАЖДОГО же читателя в эмоциональные пер